о досках и бордах

Фойлборд

Скорость всегда притягивала отчаянных спортсменов. И именно это толкает многих из них совершенствовать свой спортивный инвентарь, изобретать что-то новое, порой немыслимое для привычного восприятия. В водных видах спорта таким изобретением, несомненно, является гидрофойл, и основанный на нем фойлборд.

Фойлборд (foilboard) - доска, оборудованная подводным крылом, сиденьем для райдера в хвостовой части и креплениями для ног. Предназначена для скоростного катания за катером.

При увеличении скорости задирается нос доски за счет возникновения подъемной силы подводного крыла, и доска идет с небольшим дифферентом на хвост. При дальнейшем увеличении скорости, подъемная сила крыла увеличивается, и доска полностью выходит из воды. За счет уменьшения поверхности соприкосновения доски с водой (в воде находятся лишь крыло и стойка), сопротивление воды движению, удары о кильватерные волны снижаются и удаётся развить более высокую скорость, затрачивая меньшую энергию на удержание буксировочного фала.

При изменении угла атаки перемещением центра тяжести, подводное крыло способно дать доске огромную подъемную силу, способную вышвырнуть его высоко над водой, что позволяет совершать высокие прыжки.

Оказывается, для того чтобы парить на подводных крыльях, вовсе не обязателен мощный двигатель. Его может и вовсе не быть. Сегодня фойлски (водные лыжи на подводных крыльях, от английского hydrofoil ski), фойлбординг (катание на «крылатом» вейкборде), кайтфойлинг (то же самое, но не за катером, а за кайтом) и их многочисленные вариации – это одно из самых динамично развивающихся направлений водного спорта.

Если перевести слово гидрофойл (Hydrofoil) с английского языка, то вполне можно понять его суть. Гидрофойл - это подводное крыло, или гидрокрыло. Гидрофойлами также могут быть суда, у которых имеются подводные крылья. При движении такое крыло обеспечивает гидродинамическую подъемную силу, выталкивающую судно над водой, снижая тем самым его трение о ее поверхность. Благодаря подводным крыльям у разного типа судов развивается значительно большая скорость, чем прежде. При этом судно приводится в движение посредством гребневых винтов или же водометных движителей. Но и это далеко не все. Но пока что окунемся немного в историю, и попытаемся разобраться, откуда же появилось столь уникальное и непохожее ни на что другое изобретение.

Считается, что первым человеком, которому в начале 1960-х пришло в голову приделать к водным лыжам подводные крылья, был Вальтер Вудвард, авиаконструктор из Массачусетса. Сам Вудвард на водных лыжах не катался, поэтому его изобретение пришлось испытывать знакомому спортсмену. Кататься на новом снаряде оказалось даже проще, чем на обычных лыжах: езда сделалась плавной, потому что поверхности лыж поднялись над волнами, а удерживать буксировочный фал стало легче из-за значительного снижения вибраций. Как и положено добропорядочному американскому изобретателю, Вудвард, объединившись с дипломированным экономистом Лукасом Эммануэлем, запатентовал свою конструкцию и открыл фирму под названием Cosmo Dynamics, чтобы серийно выпускать лыжи Dynaflite Hydrofoil.