о досках и бордах

Стритлюж

Какой же русский не любит быстрой езды? К счастью, радость от скорости можно почувствовать не только на гоночном автомобиле стоимостью несколько миллионов долларов или гравимобиле – безмоторном скоростном аппарате стоимостью в полмиллиона долларов. Один из самых доступных вариантов – суперскоростной скейтборд, или стритлюж.

Стритлюж (streetluge) - это безмоторное четырехколесное индивидуальное транспортное средство, работа которого основана, как и у обычного скейтборда, на принципе «наклон–разворот».

В 1984 году одна из телекомпаний показала передачу о «рыцарях горных дорог». Этот репортаж стал детонатором, который вызвал цепную реакцию. А в 1995-м на X Games, своего рода Олимпиаде альтернативных видов спорта, один из крупнейших спортивных телеканалов – ESPN – представил публике новый вид спорта – стритлюж (streetluge, «уличные сани»). Взрослые мужчины в кожаных костюмах и мотошлемах мчались с бешеной скоростью, лежа на спине на низких длинных тележках. Заезды проходили в холмистой местности на шоссе, края которого были огорожены брикетами соломы. Втыкаясь в брикеты, гонщики разбрасывали солому и поднимали тучи пыли.

Как и традиционный скейтборд, стритлюж имеет четыре колеса с подшипниками и две подвески. Собственно, на этом сходство и заканчивается. Дека стритлюжа длиннее и представляет собой алюминиевую или композитную раму с подушкой для головы и спины и ручками, которые позволяют «раскачивать лодку» и таким образом управлять болидом. Подвески у стритлюжа шире, а колеса – больше и мягче. А само главное, обычный скейтборд – это серийный промышленный продукт, а стритлюж – настоящий гоночный болид, шедевр науки и скейтового искусства. Не существует никаких ограничений ни на размеры, ни на массу, ни на материалы, из которых собран аппарат: можно делать все, на что хватает фантазии, ума и денег. Впрочем, обязательные требования все же есть (они продиктованы безопасностью пилота и окружающих). Например, у всех стритлюжей должны быть опоры для ног с мягкими бамперами для защиты при столкновениях.

Пилот с помощью боковых рукояток наклоняет платформу вправо или влево относительно продольной оси, кронштейн подвески поворачивается относительно оси-«пальца», сжимая полиуретановые амортизаторы (а в некоторых конструкциях – стальные пружины), и разворачивает колесную ось. В результате оси колес перестают быть параллельными и стритлюж начинает катиться по дуге, а не по прямой. Чем больше наклон и разворот подвесок, тем меньше радиус поворота. А что касается поступательного движения, то здесь все просто: основная движущая сила стритлюжа – это гравитация.

Еще одно отличие от скейта – это развиваемая скорость, а стало быть, необходимость серьезной защиты пилота. При падении на асфальт зашкуривание тела происходит очень быстро и жестоко – это вам не лед и не снег: представьте, что вы подставили руку под абразивный диск, который вращается с линейной скоростью 40 км/ч. По идее для скоростей до 60 км/ч достаточно простого комплекта мотоциклетной защиты: шлем, панцирь, налокотники и кожаные перчатки. Для скоростей под сотню придется раздобыть профессиональную экипировку – кожаный костюм, армированный кевларом, и пластиковый шлем с прозрачным забралом. Впрочем, известны случаи, когда кожаный костюм, джинсы и человеческая кожа протирались за одно падение – насквозь…

Стритлюж сочетает идеи, материалы и технологии мотоспорта и технику катания на санях по ледяным трассам. Как и на заре автогонок, пилоты и конструкторы стритлюжей – это зачастую одни и те же люди (не всякий доверит свою жизнь другим). В стритлюже надежность, масса и цена постоянно сражаются друг с другом. Большая масса замедляет ускорение, но, при прочих равных условиях, повышает максимальную скорость. Но чем тяжелее аппарат, тем сложнее им управлять, и это касается не только нефтетанкеров и самолетов, но и стритлюжей (гоночная модель весит от 10 до 15 кг).